Пути создания благоприятного психологического климата в коллективе

Рекомендовано руководителям в области образования,

административно – управленческому аппарату.

Памятка — рекомендация руководителю по поведению и взаимоотношениямс подчинёнными (пути создания благоприятного психологического климата).

Цель памятки – обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в Памятке,не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методологические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе.Это своеобразное краткое пособие по улучшению стиля и методов руководства любым участком работы (коллективом).

 

Материал памятки ни в коей мере не является сборником готовых рецептов на все случаи жизни, но он может быть использован и для беседы, и для  проведения классного часа, и студентом заочником при подготовке к экзамену, и в жизни каждого из нас.

Введение.

Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настройв коллективе.

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятный психологический климат, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Работать с памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: «А как это относится ко мне?»

Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

  • Чувство коллективизма;
  • Коммуникабельность;
  • Инициативность;
  • Самообладание;
  • Чувство эмпатии.

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности.

Если у вас (руководителя) отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность (общительность) – способность руководителя легко и быстро входить в деловойи психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения.

Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он, прежде всего, должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь,в крайнем случае – властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это: и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления,и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поискии использование наилучших методов реализации государственных планов и программ,а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.

Без таких качеств сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических норм, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Заповеди

(помни, руководитель!!!)

Из огромной массы рекомендаций советов, следует выделить следующие:

  • Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственныйиз возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносятв работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.
  • Никогда не начинайте работу, если цель её и задачине определены чётко. Заранее составив план, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.
  • Помните слова великого Синеки: «Кто не знает,в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра».
  • Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется);
  • Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее – первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховкаи бездеятельность лишат вас авторитета;
  • Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный руководитель и в окружающих вселяет спокойствие и уверенностьв успехе дела, заражает энтузиазмом.
  • Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. Ещё Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».
  • Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно;
  • Помните, что плохой руководитель знает, что надо делать, а хороший показывает, как это сделать;
  • Помните, что основой здоровых отношений с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения;
  • Умение отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть»;
  • Если кто-тоиз подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему,— критикуйте мнение, а не автора его;
  • Не забывайте назначать ответственного за работуи спрашиватьс него за её качество;
  • Не забывайте о поощренияхи наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрение должны оказывать влияние не толькона того, кому они предназначаются, но и на коллектив;
  • Беседую с подчинёнными,не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед ними, отрешённо смотреть в окно, барабанить пальцами по стеклу, выражая нетерпение;
  • Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца.Свои замечаниявы всегда успеете высказать, ведь именно за этимк вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.
  • Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность разговора с подчинёнными оказывает на последних сильное воздействие;
  • Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого – всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим;
  • В отношениях с подчинённымине дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашегок нему отношения являются интересы дела;
  • Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания;
  • Чувство юмора – существенное качество для руководителя. Шутите сами и позволяйте шутить подчинённым. Беззлобная, доброжелательная шутка создаёт обстановку доверия, делает труд более лёгким, привлекательным и производительным. Помните, что в ряде положений можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью.
  • Стремитесь, как можно меньше говорить «я», а больше «мы». «Я» — последняя буква не тольков алфавите, но и в коллективе.
  • Выступая, помните:

а)   в пять минут можно изложить самую сложную мысль: суть – одна минута, подтверждение (цифры, комментарии)- четыре минуты.

б)  Речь, не законченная предложениями – пустая трата времени.

«Заберите у меня все, чем я обладаю,но оставьте мне мою речь. И скороя вновь обрету все, что имел…»

Джон Уэбстер, английский драматург XVII века

Итак, успехов вам!

Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с членами трудового коллектива.

  • Не кричи, кричащего плохо слышно;
  • Без надобности не вмешивайсяв дела подчинённых;
  • Готовность отказаться от своего неверного решения важнее ложного престижа;
  • Знание возможностей своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего руководителя;
  • Умение сочетать требовательность с тактичностью – предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива;
  • Умей говорить «нет»;
  • Культурный человек здоровается первым;
  • Будь самокритичен;
  • Будь внимателен к хвалящим тебя, ищи мотивы их действий;
  • Руководитель не обижается – он анализирует;
  • Всегда своевременно благодари подчинённого за хорошую работу;
  • Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя;
  • Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности;
  • Критика не должна разрушать доверия между руководителем и подчинёнными,но ради доверия нельзя замазывать промахи и упущения в их работе

Семь правил риска

  1. Помните, что жизнь это всегда выбор. Поэтому, принимая решения, либо Вы продвигаетесь вперёд, ибо… будете отброшены назад.
  2. Принимая решения, думайте, просчитывайте все возможные ходы, насколько это можно вперёд, на перспективу.
  3. Если это возможно, то соберите дополнительную информацию, посоветуйтесь, но, не затягивая, принимайте решение только сами.
  4. Бойтесь стереотипов, не бойтесь думать и действовать рискованно!
  5. Помните древнюю, как мир, заповедь: «утро вечера мудренее». Поэтому, если это, возможно, отложите принятие решения до следующего утра.
  6. Принимайте решения не только лучшее, но и выполнимое.
  7. Чаще работайте на пределе своих способностей, и Вы достигните успеха. 

Оценка эффективности деятельности руководителя

Предлагаемый тест дает возможность оценить целый ряд факто­ров, на основании которых экспертами может быть составлено мне­ние об эффективности работы конкретного руководителя. В боль­шей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления. При заполнении теста приведем следующую инструкцию: «Пе­ред вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он со­держит30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале (Таб.10). Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя».

Таб. 10

Факторы

7_6_5_4_3_2_1

Факторы

1. Наличие стратегического мышления

7 6 5 4 3 2 1

1. Отсутствие стратегического мышления

2. Наличие управленческих способностей

7 6 5 4 3 2 1

2. Отсутствие управленческих способностей

3. Четкое понимание и принятиеорганизационных целей

7 6 5 4 3 2 1

3. Недостаточное понимание целей организации

4. Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи

7 6 5 4 3 2 1

4. Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи

5. Умение принимать управленческие решения

7 6 5 4 3 2 1

5. Неумение принимать управленческие решения

6. Наличие креативности как творческого импульса

7 6 5 4 3 2 1

6. Наличие креативности как творческого импульса

7. Наличие самоконтроля

7 6 5 4 3 2 1

7. Отсутствие самоконтроля

8. Умение правильно организовать деятельность подчинённых

7 6 5 4 3 2 1

8. Неумение организовать деятельность подчинённых

9. Стремление к инновациям

7 6 5 4 3 2 1

9. Отсутствие стремления к инновациям

10. Высокий уровень профессионализма

7 6 5 4 3 2 1

10. Недостаточно высокий уровень профессионализма

11.Стремление к получению новой информации

7 6 5 4 3 2 1

11. Отсутствие стремления к получению новой информации

12. Применение эффективных стратегий в решенииуправленческих задач

7 6 5 4 3 2 1

12. Применение недостаточно эффективных стратегий в решенииуправленческих задач

13. Способность идти на риск

7 6 5 4 3 2 1

13. Неспособность идти на риск

14. Проявление внимания к исполнителям

7 6 5 4 3 2 1

14. Отсутствие внимания к исполнителям

15. Умение положительно мотивировать работников

7 6 5 4 3 2 1

15. Неумение положительно мотивировать работников

16. Наличие навыков делового общения

7 6 5 4 3 2 1

16. Отсутствие навыков делового общения

17. Умение создать нормальный психологический климат в малых группах

7 6 5 4 3 2 1

17. Неумение создавать нормальный психологический климат в малых группах

18. Учет мнений исполнителей

7 6 5 4 3 2 1

18. Неучет мнений исполнителей

19. Умение культурно вести себя

7 6 5 4 3 2 1

19. Неумение культурно вести себя

20. Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала

7 6 5 4 3 2 1

20. Неумение правильно осуществлять контроль за действиями персонала

21. Умение влиять на других людей

7 6 5 4 3 2 1

21. Неумение влиять на других людей

22. Наличие положительных социальных установок

7 6 5 4 3 2 1

22. Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок

23. Правильное отношение к критикев свой адрес

7 6 5 4 3 2 1

23. Неправильное отношение к критикев свой адрес

24. Стремление к личностному росту

7 6 5 4 3 2 1

24. Отсутствие стремления заниматься своими личностным ростом

25. Применение эффективных стилей руководства людьми

7 6 5 4 3 2 1

25. Применение неэффективных стилей руководства людьми

26. Последовательность в достижении целей

7 6 5 4 3 2 1

26. Непоследовательность в достижении целей

27. Гуманное отношение к работникам

7 6 5 4 3 2 1

27. Безразличное отношение к работникам

28. Наличие эмпатии

7 6 5 4 3 2 1

28. Отсутствие эмпатии

29. Умение управлять группой

7 6 5 4 3 2 1

29. Неумение управлять группой

30. Умение пользоваться авторитетом и властью

7 6 5 4 3 2 1

30. Неумение пользоваться авторитетом и властью

Оценка результатов

30–48 баллов     — руководитель не пригоденк управленческой деятельности;

49–60 баллов -   руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации;

61–90 баллов -    эффективность работы руководителя слишком мала;

91–120 баллов -   руководитель недостаточно эффективен;

121–150 баллов - эффективность руководителя ещё недостаточна;

151–179 баллов — есть возможность, повысит свою эффективность;

180–200 баллов - эффективный руководитель

В помощь руководителю

Если твой сотрудник:

 

ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

САНГВИНИК

ХОЛЕРИК

КОНФЛИКТ

Не трать лишних эмоций

Замечания выражай в мягкой форме..

Аргументировано доказывай свою точку зрения

Главное – спокойствие! Многое пропускай мимо ушей

РАБОТА

Поручай дела требующие усидчивости и внимания

Не нагружай работой! Быстро устаёт

Склонен к «живой» работе. Срочные дела. Поддерживай интерес к делу

Работа в «час-пик». Сдерживай его эмоции. Сосредоточь внимание

ОБЩЕНИЕ

Не раздражайся внешним безразличием

Будь ровен и внимателен.Чаще хвали, подбадривай.

Будь ровен и приветлив.

Будь ровен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью сочетаться как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не пойтив острый конфликт с обществом, жить в согласиис окружающими,не ущемлятьих интересов. Мудрецы давно облекли эту проблему в формулу: «Если я не за себя, то кто за меня?Но еслия толькоза себя, для чего я?» следуя такому выводу, большинство людей старается сохранить этот баланс таким образом, чтобы и самим проявиться, и другихне обидеть.

Таким образом, методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь руководителю, построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу. Умело руководить — это искусство, что хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности все это и будет залогом успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологической совместимости его членов.  

Список использованной литературы

  1. Бовыкин В. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления).— М.- 1997.-368с.
  2. Вачугов д.Д., Кислякова Н. А. Практикум по менеджменТу. деловые игры.-М.— 1998.- 176 с.
  3. Гительман Л.д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие —М.— 1999. −196 с.
  4. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии.— Калуга. 2003.
  5. Казанцев А. К.,Серова Л. С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие.—М.—2006.—348 с. (Серия «Высшее образование).
  6. Менеджмент. Практические ситуации, деловые игры, упражнения. Под общей редакцией д.э.н., проф. О. А. Страховой.—Спб.—2007.—138 с.